«Три испытания мы уже пережили»: Эксперт рассказал об «оптимистичном сценарии» для экономики России

"Три испытания мы уже пережили": Эксперт рассказал об "оптимистичном сценарии" для экономики России

В этом году российская экономика расти не будет, ВВП ждёт снижение, а регионам понадобится финансовая помощь центра. Такой негативный прогноз на фоне снижения цен на нефть дал глава Счётной палаты Алексей Кудрин. "Три подобных испытания мы уже пережили", — напомнил Сергей Жаворонков.

По мнению экономиста Сергея Жаворонкова, выводы главы Счётной палаты поспешными назвать нельзя, ведь в условиях падения цен на нефть в два раза не может не быть падения ВВП.

«Вспомните, что происходило, когда у нас цена на нефть падала в два раза  в 2014 году, в 2008 году и  в 1998 году. При такой высокой доле нефти, нефтепродуктов и газа в российском экспорте и в доходах бюджета это слишком много, чтобы ВВП не падал вслед за падением цен на углеводороды. И три приведённых мной примера это подтверждают. Ни одного обратного примера, чтобы у нас цена на нефть падала в два раза, а ВВП рос, вы привести мне не сможете», — сказал Жаворонков в беседе с Царьградом.

Если говорить об улучшении ситуации, то надо определиться, на каком горизонте это может произойти. По словам экономиста, он не стал бы делать каких-то катастрофических прогнозов о том, что «нефть упала навечно». Скорее всего, цена отскочит обратно, как это бывало и ранее.

К примеру, после падения стоимости нефти в 2008 году цена стабилизировалась уже в 2010-м, а год спустя вернулась к прежним значениям.

Точно так же было и после падения стоимости в 2014 году. После трёх лет более-менее низких цен, сильного снижения в 2016 году, примерно с 2018 года стоимость нефти составила 2/3 от уровня 2014 года. Правда, превзойти их так и не смогли.

«Как мне представляется, в оптимистическом сценарии можно говорить о том, что цены на нефть начнут свой рост где-то через год. С точки зрения социальных расходов бюджета благодаря накопленным резервам российский бюджет сможет выполнять свои обязательства. И это, конечно, плюс. Однако экономика России не только из бюджетной сферы состоит, но и из частного сектора. И вот в частном секторе будет падение», — заключил Сергей Жаворонков.