"Живёт пусть на кухне": Чиновники так и не переселили 94-летнего ветерана ВОВ
Вагаршаку Хачатряну 94 года. Он живёт в однокомнатной квартире площадью 41,5 квадратных метра вместе с дочерью, внучкой и правнучкой в Москве. Много раз ветерана войны обещали обеспечить жильём. "Живёт пусть на кухне", — считают чиновники.
Вагаршак родился в 1926 году. Его бабушка и дедушка — армяне, бежавшие от геноцида, учинённого турками. В 1930-х на юге России было голодно, семье пришлось вернуться в Ереван. Неподалёку от дома была школа артиллеристов. Там и учился Вагаршак. 17-летним мальчишкой он ушёл на фронт в 1944 году. Служил в 89-й стрелковой Таманской дивизии, участвовал в освобождении Севастополя, Керчи и Керченского пролива, Балаклавы. Вагаршак был ранен осколками мины. После победы он продолжал служить.
«Меня просто не отпустили, сказали, что надо служить. Вот я и служил», — рассказал ветеран порталу Znak.com.
В 1950-х многих военнослужащих сократили. Вагаршак вернулся в Ереван, устроился на завод по производству генераторов и трансформаторов. За 40 лет на Армэлектрозаводе он ни разу не брал больничный, всего трижды был в отпуске, да и тот проводил в командировках. Когда старшему сыну было 17 лет, он переехал в Москву. Вагаршак последовал за ним, чтобы «помогать выживать». Работал в пекарне, а потом на автостоянке. Затем умерла жена, потом сын. Из родных осталась только дочь Лилит.
Семья Хачатрян продала имущество в Ереване, приобрела квартиру в северной части Москвы. Это было в начале 2000-х. Жили втроём: Вагаршак, его дочь Лилит и внучка. Уже тогда ветеран просил мэра (тогда градоначальником был Юрий Лужков) и президента (в те годы — Дмитрий Медведев) помочь ему с улучшением жилищных условий. В очередь на получение жилья семью не ставили. Чиновники посчитали, что втроём на 41,5 квадратного метра жить можно вполне комфортно.
А потом Вагаршак стал прадедом. В семье появилась Машенька. Сейчас ей два года. Старику сложно жить в одной квартире с активной и подвижной девочкой.
Когда родилась Машенька, то жить всем в однушке стало невыносимо. Тут дело даже не в нашем комфорте. Мы стесняем папу, ему тяжело в таком шуме жить. Он заслужил покой и отдых за столько лет верной службы нашей стране, — рассказала Лилит Хачатрян.
Она добавила, что Вагаршак только в январе стал безработным. Уволиться пришлось из-за госпитализации. А так его трудовой стаж составил почти 70 лет. Представители различных столичных ведомств в курсе ситуации старика. Возможно, они не знают, что 94-летний ветеран спит на складном диванчике в крошечной кухне. Зато им известно, что у семьи Хачатрян есть даже лишняя жилплощадь.
Лилит рассказала, что по закону должно быть меньше 10 квадратных метров на человека, чтобы получить новую квартиру. В столичной мэрии посчитали, что у каждого из членов семьи Хачатрян лишние 40 квадратных сантиметров жилья. Только не учли чиновники, что это балкон. Там хранятся вещи, которые не помещаются в «однушку». Да и жилой комнатой балкон являться никак не может.
Больше десятка лет Вагаршак пытается добиться новой квартиры. Помочь ему никто не спешит.
Несправедливое отношение ко мне. Я столько лет работал, столько лет этому государству отдал, на войне был. А сейчас живу в таких условиях. На кухне сплю… Ну, что здесь сказать? Просто обидно. Очень обидно… Нет уже надежд никаких, — рассказывает ветеран.
Вагаршака регулярно поздравляют открытками государственные служащие всех мастей, приглашают на посвящённые Дню Победы мероприятия в школах, дважды в год — на бесплатный обед для ветеранов ВОВ в столовую. Из всех подарков от власти — тонометр да маленький телевизор.
«Пишут в своих письмах, что сердечно поздравляют папу, но живёт пусть на кухне», — рассказала Лилит Хачатрян о присланных чиновниками бумагах.